Я очень немного знал о Марокко. По большей части все мои знания сводились к горкам мандаринов с черным ромбиком-наклейкой на оранжевом боку. Ну еще конечно знал, что это государство находится где-то на западе Африки. Но вот если бы пару-тройку лет назад у меня спросили, какая столица у Марокко, я бы ответил, что Марракеш. А на вопрос «Где находится Касабланка?» без сомнений сказал, что в Португалии.
Марокко — очень живая страна. Здесь переплетаются западная и восточная культуры. Европейские архитектурные традиции и глиняные мазанки, суета крупных городов и тишина горных поселков, разнокалиберные попрошайки и королевская гвардия, огромные мечети и пьяные вдрызг арабы, братающиеся в ночном баре Марракеша в компании проституток.
«Уважаемые пассажиры. Мы находимся на высоте 10500 метров. Температура за бортом -47°. Мы будем пролетать на городами: Рига, Берлин, Ницца, Барселона, Касабланка».
Спустя шесть часов самолет приземлился в аэропорту Эль-Массира облачного города Агадир.
Впереди неделя поездок по городам страны. Весь маршрут из Агадира с возвращением обратно обозначен на карте. Это примерно 1500 — 2000 километров по дорогам страны.
Поскольку маршрут образует своеобразную петлю, то последующий цикл рассказов будет называться «Марокканская петля».
Дороги в Марокко прекрасны. В большинстве своем они находятся в отличном состоянии. Разметка читаема, знаки логичны.
За безопасностью на дорогах следит местная жандармерия.
Полицейских тут фоткать запрещено под страхом анальных кар. И еще, как бы ты ни старался, они всегда либо оказываются в кадре спиной, либо автофокус берет все что угодно, но не фигуру полицейского. Мистика.
В целом марокканцы водят аккуратнее иных арабов, но нюансы все равно случаются.
В Марокко есть два типа такси. «Гранд» и «петит». Гранд — это старые белые мерседесы, по своей сути — аналог маршрутки, в них набивается до семи пассажиров. Глядя на такие такси, ньюфаги всегда удивляются: «Хуясе тут в таксомотор набиваются». «Петит» же — красные маленькие малолитражки — обычное, привычное нам, такси.
В крупных городах есть школьные автобусы.
Есть сеть платных автомагистралей. Служители в будочках очень любят смотреть внутрь машины с бледнолицыми, но не очень любят фоткаться.
Обычная дорога выглядит как-то так. Есть вариант с гравийным покрытием.
Весьма красивы дороги у побережья океана.
Или горные серпантины.
Вообще вся центральная часть страны расположена в горах. В районе Агадира — Марракеша — это Антиатлас. Ближе к Фесу — Высокий Атлас.
В горных низинах устроены водохранилища.
На многих склонах из камней выложена такая надпись. Эта фраза — девиз страны. «Самодержавие. Православие. Народность.» Нет, не то. «Бог. Отечество. Король.», или как говорят местные: «Аллах, эль-Ватан, эль-Маллик».
Король (справа), да и его предки (слева) почитаемы.
Помимо портретов изображение монарха или нескольких всегда есть на бабле.
В Марокко один неофициальный, но административный язык — французский, и два официальных: арабский и орочий берберский.
Зеленая пятиконечная звезда — основной государственный символ. Марокканцы очень любят использовать его в оформлении и просто в быту. Вот так например обозначена звездность строящейся гостиницы.
Шестиконечную же звезду встретить в арабской стране странно. Известно, что арабы не любят евреев. Но марокканцы нетривиальны. Почти в каждом городе есть еврейский квартал, правда евреи, несмотря на полную лояльность, все-таки переехали в свой Содом.
А вот эту штуку я никак не ожидал увидеть, поскольку всегда считал самовар русским устройством, национальным как матрешка и лапти. Самовары в Марокко встречаются очень часто.
Говоря о посуде надо упомянуть вот такой национальный девайс — таджин. По сути глиняный горшок с крышкой. Одноименное блюдо представляет собой тушеное мясо с овощами в этом горшке.
Торговец таджинами разложил свой товар.
В начале истории я упомянул про марокканские мандарины. Перед приездом в Марокко, я думал, что мандарины в этой стране будут везде — на рынках, в магазинах, на улицах. Думал, что мандарины будут на завтрак, обед и ужин, что будет мандариновое пиво и мандариновая водка. Увы. За десять дней я не увидел нигде ни одного мандарина. Лишь в последний перед отъездом день, поздно вечером, совершено случайно мне удалось закусить кислое марокканское вино долькой желтого мандарина. Возможно, он был завезен из Турции.
Это дерево единственное доказательство, что мандарины в Марокко есть, правда зеленые и на поверку могут оказаться недозрелыми апельсинами.
Торговцы фруктами с радостью предложат тыквы, гранаты, бананы или плоды кактуса. Но не мандарины.
В универмаге есть загадочные «каки», но нет мандаринов.
На юго-западе страны, в долине Сусс растут уникальные деревья аргании. А рядом с этими деревьями пасутся уникальные козы, которые по этим самым арганиям умеют лазить и жрать листья.
Из плодов аргании марокканские тетки делают волшебное масло, омолаживающее и излечивающее от гайморита, простатита и волчанки.
Судьба коз-древолазов, к сожалению, неизвестна.
А вот так готовится шашлык в придорожной забегаловке. Мясо при тебе отрезают от куска туши, спрашивают сколько надо покрошить и отправляют на кухню для готовки.
Следующая остановка — Марракеш.
Мнения
Прокомментируйте